Пост-панк в современной музыке XX века. Post-punk Revival

   Чтиво   336

В этой статье мы попытаемся разобраться, какой вклад внесло пост-панк направление на развитие современной музыки. Для этого, немного окунемся в историю его возникновения, узнаем какие группы заложили фундамент и привели его в четкую жанровую форму. Выясним, какие жанры и стили возродились благодаря непосредственному влиянию пост-панка, и какой он предоставил плацдарм для возникновения новых направлений. Став культовой среди молодых людей 80-х, идеология пост-панка до сих пор бередит нутро нынешней интеллектуальной молодежи, собирая их в узкие круги в андеграундных барах и кафе, устраивая там тематические пост-панк-вечеринки с танцами а-ля Йен Кёртис. Несомненно, все эти факты делают современный пост-панк элитарным и светским, пока что не смея выходить из тени андеграудной площадки.

 

Зарождение и философия Пост-панк полноценно сложился как музыкальный жанр в Великобритании в конце 70-х, ответвившись от весьма популярного в 60-х годах панк-рока. Панк-рок в социокультурном плане проявил себя достаточно агрессивно, цинично и бескомпромиссно, вызвав огромный общественный резонанс. В отличие от пост-панка, течение панк-рока появилось в Соединенных Штатах, но свой анархический характер оно обрело в Великобритании, а именно в лице группы "Sex Pistols". Группа существовала на музыкальной арене всего три года, наделав немало шума. Помимо идеи анархии, мятежа и независимости духа панк-рока, "Sex Pistols" оказались одними из первых, кто привнесли в музыку характерное сырое гаражное звучание.

Панки много наделали шуму и гама, но их пыл все же к концу 70-х стал остывать, не подозревая какой же толчок они сделали для новых открытий в рок-музыке. Появлялись новые группы, которые не смотря на то, что игнорировали сырость и грязь звучания панк-рока, практически полностью сохранили его эстетику, немного видоизменяя и разнообразив, например, звучанием синтезаторов. Уходя далеко за пределы классического рок-н-ролла, новоиспеченные пост-панк коллективы проводили эксперименты с африканскими ритмами, электроникой, музыкальным авангардизмом, сливая все это воедино с помощью последних на то время возможностей записи и обработки музыки. Музыкальные искания сопровождались образованием независимых лейблов, сообществ художников и писателей.

Пост-панк стал поистине музыкой интеллектуальной, одной из глубоко мыслящей составляющей андеграунда. Через его музыку выражалась точка зрения музыкантов на политику и общество той эпохи, они черпали идеи из литературы, кинематографии и "критической теории" (critical theory). В частности, на идеологию пост-панка повлияли писатели-битники (так называемое beat generation-"разбитое поколение") У.С. Берроуз, Д.Г. Баллард, Д. Керуак, а также учения ситуационизма, дадаизма и постмодернисткого течения. Так философию пост-панка можно характеризовать как единство искусства и музыки. Исполнители были против различия массовой и элитарной культуры, коммерциализации и выбирали альтернативные варианты производства и выпуска музыки.

 

Особенности и влияние на другие жанры и стили Как ни пытались музыканты, работающие в жанре пост-панка в своем звучании отдалиться и даже отказаться от рок-н-ролла, экспериментируя с различными жанрами: дабом, фанком, джазом, авангардной музыкой и смешивая их, все же, все они базировались на непоколебимом и устоявшемся его фундаменте. На основе экспериментов с авангардом, танцевальной музыкой, регги и дабом сформировался пост-панковский стиль британских групп "Public Image Ltd", "The Pop Group" и "The Slits". Из Манчестерской школы вышли: основоположники раннего звучания пост-панка, угрюмые и загадочные "Joy Division", одни из самых авторитетных и творчески-долговечных "The Fall", названная в честь анархического испанского отряда группа "The Durutti Column" и экспериментальный коллектив "A Certain Ratio". Из американской пост-панк сцены стоит отметить первопроходцев новой волны, оказавших большое влияние на нью-йоркскую и мировую рок-культуру, группу "Television", дуэт "Suicide", авант-гаражистов "Pere Ubu" и новаторов-изобретателей в музыке новой волны группу "Devo". В сравнении с энергичной, гитарно-агрессивной панк-музыкой для звучания пост-панка характерна меланхолично-медленная, монотонно-повторяющаяся ритмика, с превалированием баса и перкуссии. В мелодике нередко используется пространно-отстраненный вокал, нарастание чувства тревоги и отрешенности от мира, в текстах веет унылостью, меланхолией ("The Cure" и "The Sisters Of Mercy") и декадансом ("Japan" и Дэвид Сильвиан), философскими мыслями о смерти и смысле жизни ("Joy Division" и "Bauhaus").

Огромное влияние на развитие музыки пост-панка оказали таинственные и завораживающие группы "The Cure" и "Siouxsie and the Banshees", со временем перейдя к более мрачному звучанию, они способствовали появлению нового стиля - готик-рок. Течение пост-панка легло в основу многих новых музыкальных направлений, рожденных в последующие годы. В конце 70-х на стыке пост-панка, электроники и метала появился индастриал-рок, родоначальниками которого стали британцы "Killing Joke", "Image Ltd", американские группы "Swans" и "Big Black". В Великобритании и Японии в начале-середине 80-х годов пост-панк стал одним из истоков синти-попа, наряду с глэм-роком, краут-роком и диско, где доминантой в звучании является синтезатор. На границе 70-х и 80-х произошло возрождение психоделик-рока - неопсиходелии, в результате влияния психоделического рока 60-х на пост-панк (группы "Echo and The Bunnymen" и "The Teardrop Explodes"). В звучании групп-предшественников постхардкора в начале 80-х "Saccharine Trust", "Naked Raygun" и "The Effigies" отмечается характерное звучание пост-панка. Достаточно расплывчатый и не имеющий четких границ, вобравший в себя множество жанров - альтернативный рок, не мог оставить в стороне интересное звучание пост-панка, его производных и родственных стилей.

Таким образом, пост-панк оказал значительное влияние на развитие современной музыки, возникшей в эпоху нью вейва (New wave) и его антипода - ноу вейва (No wave) в конце 70-х середине 80-х годов XX века. Post-punk rivaival - это ничто иное как возрождение музыкальной философии пост-панка 80-х XX столетия, прочтенной и переведенной на язык XXI века. Американские инди-рок-группы "The Strokes"и "Interpol", британские инди-рок-группа "Franz Ferdinand" и рок-группа "Editors" на рубеже конца 90-х и начала 2000 гг. стали наиболее успешными группами, восстановившими интерес к этому мрачному и вдумчивому интроверту - пост-панку, повзрослевшему на беспечности, максимализме и легкомыслии панк-культуры. С 2010 года на современной пост-панк сцене появились такие группы с довольно темной атмосферой дарк-вейва, как американцы"Сold Cave", "Тhe Soft Moon" и "She Wants Revenge", британский рок-бэнд "Eagulls", турецкий музыкальный коллектив "She Past Away" и американский дуэт "Light Asylum".

62