Тлеющий дух рок-н-ролла

   Чтиво   362

Как это ни прискорбно, в наше время рок-музыка ушла в подполье. Либо, что ещё хуже, обросла показной манерностью и стала объектом «экзотической» любви. Ник Кент в одной из своих статей говорит: «Рок-н-ролл – серьёзная художественная форма. В нём вся человеческая жизнь». С этим трудно поспорить. Ведь из существующих стилей, он один из самых личных и обнажающих все сокровенные стороны человеческой души. Как светлые и ранимые, так и депрессивно-меланхоличные, циничные или порочные. Такая музыка правдива, искренна. За счёт этого уже несколько десятилетий она находит отклик в человеческих сердцах. Эмоционально насыщая своего слушателя и разделяя с ним бремя тяжёлых забот. Именно поэтому её нынешнее положение и отведённое в обществе место так удручают. Обратимся к истории. Вплоть до 70-х годов это направление считалось глупым и поверхностным. Эдакое новое веяние моды, охватившее неокрепшие умы подростков, да ещё и склоняющее их к бунту и скандалу. Однако теперь мы знаем: в каждом периоде становления рок-н-ролла можно выделить по-настоящему гениальных личностей и основателей самых разных его жанров. И рано или поздно они были восприняты, если и не всеми слоями общества, то большей частью. А их творчество признано классикой. Таким глобальным метаморфозам подвергли в своё время сознание масс романтизированные The Beatles. Они соответствовали как запросам молодёжи, так и строгим критериям консервативных родителей. А затем плотину прорвало. Плохие парни из Rolling Stones, короли арт-рока Pink Floyd, несравненные Queen, мощные Deep Purple, самобытный цепелиновский квартет и мрачные Black Sabbath и многие другие. Перечислять можно долго. Последним прорывом стало рождение альтернативы, и более позднее – британского инди. Но чем дальше, тем меньше рок-сцена стремится подарить ярких новаторов. Зато время нещадно к её ветеранам. Да и эти мелькают теперь лишь на периферии популярных синти-попа, дип хауса и прочей электроники. Так куда же уходят корни проблемы? У людей изменились приоритеты. Они стали куда более закрытыми, чем например в послевоенные 60-е. Когда были объединены общими тяготами. Теперь общество покрылось ненужной шелухой, и стремиться спрятаться за шаблонами и общепринятыми нормами. А это убивает непосредственно сам дух рок-н-ролла. В основе которого лежат вызов и провокация, упомянутые ранее. Теперь это лишь жалкая пародия на бунт, ограниченная строгим регламентом. Шаблоны волей-неволей упрощают вкусы, ровняя их под одну гребёнку. Соответственно, люди менее требовательны, а планка заданных ранее стандартов значительно опущена. Музыка потеряла сложность, стала примитивным продуктом массового потребления. А дальше произошло элементарное перенасыщение. Раньше она воспринималась как большая ценность. Теперь это то, что доступно каждому в избытке и далеко не всегда в лучшем качестве. Изменение общественных запросов повлекло за собой и смену приоритетов самих музыкантов. Во главе угла теперь стоит прибыль и коммерция. Это распространилось и на звукозаписывающие компании. Но даже в таких условиях рок-н-ролл продолжает жить, упорно борется и пробивает себе дорогу. Пусть не в таких масштабах как раньше, но он по-прежнему имеет популярность, вес и влияние. Правда, в определённых кругах. Людям катастрофически необходимы свежие взгляды, разрыв этих самых шаблонов и больше свободы. Лишь обретя индивидуальность, они смогут обрести истинную любовь к музыке, в том числе и этой. Обобщая всё вышесказанное, так и напрашивается вывод: несмотря на то, что музыка перестала быть таинством, рок-н-ролл будет всегда. А если скинуть оковы и открыть глаза – его тлеющий дух вспыхнет ярким огнём.

193